Просмотров: 796

Первое, с чего можно начать – это структура доходов и расходов населения. Что касается доходов, то  именно сама их структура вряд ли будет интересна большей части компаний. Под структурой понимаются источники поступления доходов, и их не так много: это зарплаты, пенсии, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, рента (включая дивиденды, проценты по вкладам и т.д.) – и по большей части всё. Воровство, разбой и мошенничество рассматривать не будем ))). Структура доходов, кроме государства, навскидку может быть интересна финансовым организациям для построения своих стратегий. 
Намного интереснее сам уровень доходов, как в абсолютных цифрах, так и в сравнении с различными периодами. Ведь именно он определяет, что и в каком количестве смогут купить ваши потребители. И вообще, он определяет уровень жизни в стране. Поэтому его оценке и динамике уделяют много внимания и государство, и участники рынка. При этом лучше смотреть на реальную (т.е., очищенную от инфляции) динамику: номинальные показатели могут ввести в заблуждение.
Из структуры расходов можно вытащить много вкусных данных. Она показывает, куда население тратит свои деньги. Каждая компания может найти ту часть, которая связана с её рынком, и оценить его размер: данные в статистике – достаточно подробные, в том числе есть и в %. А совместив эти данные с уровнем доходов, можно уже приблизительно прикинуть, какой сегмент рынка будет более востребован в текущих условиях и ближайшем будущем. Я бы лично не стал планировать больше, чем на 2-3 года – слишком большая будет погрешность….

Ещё один интересный момент – это соотношение потребления и сбережения. Этому учат в экономических институтах, но потом это забывается, а зря. Тут всё просто: деньги можно либо потратить, либо отложить. Инвестиции, кстати, относятся к первому типу. И такие экзотические виды сбережений, как 5 телевизоров (как это происходило в декабре 2014го) – тоже ))). 
Это интересно по двум причинам. Во-первых, общий уровень накоплений (сбережений) показывает, насколько «толстая» у народа «подушка безопасности». Если проще, то как долго население сможет не менять свои привычки потребления, если доходы резко упадут. Это можно было в реальности наблюдать в 2009 году: в разгар кризиса после жирных 2005-2007 годов покупательское поведение не менялось. А вот с 2014 года уже совершенно другая картина: при отсутствии накоплений стали покупать уже более дешёвые вещи и экономить. 
Во-вторых, есть интересное понятие склонности к сбережению или потреблению, и выражается оно в проценте, который уходит либо на одно, либо на второе. Допустим, склонность к сбережению – 15%. Это значит, что 15% своих доходов население откладывает в кубышку, остальные 85% - тратит. Соответственно, можно прогнозировать изменение текущего спроса при изменении доходов. Если использовать те же цифры, что и выше (15/85), то получим, что при увеличении доходов на рубль спрос вырастет на 85 копеек. Или ещё, говоря умными словами, эластичность спроса по доходам будет 0,85. Вот так можно быстро и без графиков объяснить сложное понятие, которое на лекциях многие не догоняют. ))))

Ещё один большой массив данных, которым не стоит пренебрегать – это оборот розничной торговли. Статистика показывает как структуру оборота розницы, так и изменения (год к году). И надо сказать, что показатели структуры расписаны достаточно подробно, из них можно тоже много узнать о динамике своего рынка. Ещё эта часть показателей хороша тем, что отражает оперативные изменения: если для оценки потребления домашних хозяйств нужно их ещё исследовать, то розничная торговля мгновенно показывает, куда идёт рынок. Розница – это наиболее «живой» и динамичный механизм из всех доступных для исследования, показывает и настроения населения, и его покупательские возможности ))). И за изменениями в рознице нужно следить не только на этапе построения стратегии и проведения такого глобального анализа, как PEST, но и мониторить их. И кстати, если вы не нашли в статистике своего рынка, ищите смежный: изменения на нём через какое-то время отразятся и на вашем. Например, для оценки будущих изменений на рынке бытовой техники можно посмотреть на уровень ввода в эксплуатацию нового жилья, состояние мебельного рынка, рынка стройматериалов и т.д.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.