Работа с бизнес-процессами (дальше для простоты – БП), как и любая аналитическая работа, начинается с описания текущего состояния дел. Для того, чтобы куда-то пойти, надо же сначала определиться с местом, где находишься, а потом уже двигаться. Так и здесь. Этот этап так и называется: описание (текущего состояния БП).
Достаточно часто бизнес начинается и развивается стихийно. Когда появляется какая-то идея, человек реализует её так, как может. Начинает с малого, и, если повезёт, бизнес расширяется. При этом по мере роста масштаба дела до определённого времени никаких изменений в способе его ведения не происходит. Бизнес работает по той схеме или технологии, которую с самого начала выбрал его создатель.
Несмотря на то, что везде слышны голоса про кризис, про пост-ковидный мир, про ужасные последствия пандемии для экономики, есть немало людей, которые сидят и довольно потирают руки, считая прибыль. Нет, речь не только о производителях масок, антисептиков и имбиря. Хотя и им тоже живётся неплохо. Есть немалое количество отраслей, товары и услуги которых стали пользоваться спросом в этот интересный год.
С одной стороны, я практически не разбираюсь в финансовом рынке, как это делают профи. С другой стороны, у меня достаточно фундаментальное образование, чтобы понимать общие процессы и тренды. Поэтому с удовольствием при случае наблюдаю за этими сумасшедшими движениями. Иногда даже сам понемногу играюсь, и вот что я хочу вам сказать.
Продолжаем препарировать мотивацию. Казалось бы, с ней и действиями всё просто, но почему-то в жизни происходит всё не так быстро. Свою роль играют издержки переключения. Что это такое?
Однажды богатый бизнесмен встретил на улице своего одноклассника, который выглядел не самым лучшим образом. Помня о школьной дружбе, он предложил ему работу, чтобы вытащить того из бедности и нищеты. Одноклассник с радостью согласился и спросил, что ему нужно делать. - Да ничего особенного, - ответил бизнесмен. - Будешь каждый четверг ходить в банк и забирать 20.000 долларов. Половину будешь приносить мне, остальное можешь оставлять себе. Работа мечты)). Конечно, одноклассник радостно начал "работать", поднялся, приоделся, воспрял духом… Но только через какое-то время стал все мрачнее и мрачнее, иногда начал выпивать...В общем, стало видно, что его что-то тяготит. Бизнесмен решил с ним поговорить и спросил, что происходит и что не устраивает его старого приятеля. Тот долго отнекивался и отмахивался, но потом признался: - Понимаешь, вот у нас классный совместный бизнес, работаем пополам...Но… В банк-то я ОДИН хожу! По большому счёту, это всё, что нужно знать о мотивации, но всё-таки посмотрим на неё поближе.
Банк Тинькофф разработал современные банкоматы. Пилотный появился в Афимолле.
В зависимости от склонности и степени принятия рисков, которые мы рассмотрели в прошлый раз, и действия инвесторов или бизнесменов будут разными. Если есть риск упасть, кто-то переедет жить в мягкую комнату с транквилизаторами. Кто-то наденет шлем, а кто-то будет носить с собой матрас. Некоторые заранее найдут хорошего травматолога, а другие просто подпишут страховой контракт с клиникой. Так или иначе, о рисках думают почти все и всегда.
«Есть маленькие по три. А есть большие, но по пять. Всё полезно, что в рот полезло. Нельзя впихнуть невпихуемое». Вот такими несложными фразами можно передать основной смысл таких хитрых понятий, как полезность и кривые безразличия. Ну, а если ещё осталось желание разобраться с основами теорий поведения покупателей и принятия решений, именно об этом и будет сегодняшний пост.
Хотя склонность – понятие больше из области психологии, в какой-то степени оно неплохо описывается в экономической теории. Если постараться, то даже в количественном выражении. Понять, насколько бизнес-план вписывается в поставленные потенциальным инвестором собственные ограничения, очень непросто. Для этого нужно проанализировать его предыдущие проекты или просто хорошо его знать. А ещё, разбираться с такой штукой, как теория полезности и кривые безразличия.
Рисков – бесчисленное множество. По сути, каждый момент – это риск: совокупность факторов формирует определённое будущее. Это было классно обыграно в фильме «Люди в чёрном – 3», где Гриффин, арканианец, одновременно проживает во многих вселенных. Но для проектной работы не надо увлекаться. Стоит помнить о главном правиле: для учёта риска в проекте он должен быть релевантным, т.е., непосредственно влиять на результаты проекта. А дальше – уже зависит от специфики. Пройдёмся по основным типам рисков.
Статистика – вещь упрямая. Собственно, риск – это вероятность наступления какого-то незапланированного события, которое поменяет результат процесса. А с вероятностями статистика очень хорошо справляется. Для управления рисками нужно совсем немного, можно обойтись даже без высшей математики.
Чтобы грамотно «водить руками», топ-менеджеры и собственники должны разбираться во всех бизнес-дисциплинах. Иначе придётся довериться нанятым профессионалам, а в этом есть изрядный риск, связанный с их личностью. Организм любой компании – субстанция, требующая тонкой и постоянной настройки. В ней беспрерывно что-то происходит, и все процессы переплетаются между собой. Так, казалось бы, какое отношение понятие безубыточности из микроэкономики может иметь к управлению проектными рисками? Оказывается, самое прямое.
Чтобы закончить цикл статей про бизнес-планирование, осталась последняя по очереди, но не по значению, часть: управление рисками. Наличие такой части в бизнес-плане очень положительно вас представит в глазах инвесторов. Вы их убедите в том, что за вами не только ваша харизма и удачливость, но и продуманные расчёты. Если возвращаться к сценариям развития событий, про которые я писал в предыдущих статьях, то управление рисками, по сути, описывает вероятность наступления либо одного, либо другого сценария, и ваши действия во всех этих случаях. От точности выбора места, куда подстелить соломку, будет зависеть тяжесть последствий падения. Если всё сделать правильно, то можно даже в худшем случае отделаться лёгким испугом. Посмотрим, как же стелить соломку, чтобы неудачный проект не смог вам сильно навредить.
Продолжаю рассказывать интересные моменты из книги Мартина Линдстрома “Small Data”. Углубившись в чтение, я её не могу теперь назвать ни «Крупицами», как вначале, ни «Точечными данными». Скорей, она пронизана Наблюдениями и Деталями, которые не видны на первый взгляд, но за которыми кроется тот самый «Голубой океан» (или, если доступней, долговременный и безусловный успех), который ищут стратеги от бизнеса.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.