Любой собственник вам скажет, что не в состоянии следить за всеми процессами в компании. Да это и не нужно. На основе обобщённых отчётов управленки в удобном для него формате собственник лишь должен корректировать направление, в котором идёт его компания. Всё остальное можно делегировать. Контроль осуществляется с помощью определённых коэффициентов из области финансового менеджмента, которые мы и начнём рассматривать в сегодняшней публикации. Более того, и управляющий директор, и топы должны также понимать и уметь оценивать эти коэффициенты для того, чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения на своём уровне. Пока ничего сложного, просто немного здравого смысла.
Не в качестве хвастовства, а просто для примера расскажу одну историю. Сразу после института я работал на одну строительную корпорацию, которая построила себе двухэтажное здание. На втором этаже был офис, а на первом – супермаркет, в то время – первый в городе и мега-популярный. Президент корпорации меня попросил ненавязчиво посмотреть со своей стороны, что у них (в супермаркете) происходит с финансовой точки зрения. Я, как прилежный ботаник с красным дипломом, поднял все конспекты по финменеджменту и прикинул основные коэффициенты в динамике. Мне там кое-что показалось непонятным, поэтому копнул поглубже. Через неделю генеральный директор супермаркета был уволен. Так что, если зелёный сопляк-выпускник может найти компромат просто на цифрах, то аналитику всё-таки стоит уважать и относиться к ней серьёзно.
В предыдущем посте мы разобрали, что такое АВС #анализ, зачем он нужен и с чем его едят. Вещь, несомненно, полезная, но. Он даёт вам некий срез того, как обстоят дела на сегодняшний момент. Это тоже нужно, но куда интересней посмотреть на динамику: «как мы дошли до жизни такой». История – вообще очень полезная для изучения вещь, оттуда можно много вынести. Поэтому, если будете этим заниматься, сделайте анализ за несколько периодов, чтобы посмотреть, как ведёт себя позиция или клиент (в зависимости от того, что за #объект вы анализируете) во времени. А если хотите углубиться в процесс и рассмотреть поближе, то добро пожаловать в кабинет аналитики, где сегодня будем препарировать #XYZ анализ.
Сама по себе информация ценна, но только как сырьё. Реальную значимость она приобретает только тогда, когда её проанализируют и подадут на блюдечке нужным людям в нужное время в нужном формате. Что касается продаж, то массив данных о продажах интересно обрабатывается методикой ABC, которую сегодня и рассмотрим.
Прочитал статью на retailer.ru, как Huawei подразнил покупателей Apple: https://retailer.ru/sotrudniki-huawei-besplatno-razdali-vneshnie-akkumuljatory-v-ocheredi-za-novymi-iphone/ Обожаю такие истории. Дело не в деньгах и даже не в результате. Это показывает креативность людей, выдумывающих такие ходы, и их увлечённость той работой, которую они делают. А не это ли счастье – получать доход от любимого дела?
Одно из модных понятий в практике управления персоналом – teambuilding, или, как его иногда по-русски пишут, тимбилдинг. Построение команды считается одной из важных задач директора по персоналу. «У нас сильная команда! У нас сплочённая команда! Мы – одна команда! Мы – дружная команда!» И всё это желательно произносить всем вместе, стоя в кругу и взявшись за руки. Или вообще обнявшись. Прямо как вокруг костра в пионерском лагере. Я думаю, многие слышали (а некоторые наверняка даже участвовали) про ежедневные утренние собрания в магазинах розничных сетей с подобной «накачкой» продавцов, чтобы лучше работали. А один из моих преподавателей вообще рассказывал про хомячка, который был своего рода переходящим вымпелом от сотрудника к сотруднику, символизируя единство и сплочённость (мне интересно, что стало с тем сотрудником, у которого он всё-таки сдох?) Но мне хочется взглянуть на всё это с другой стороны.
Есть хороший анекдот. Сидят два таможенника на терминале. Один говорит: «Я растаможу эту фуру за 20.000 долларов». Второй: «А я – за 15». Первый: «Я – за 10». Второй: «Растаможивай». Вчера в СМИ прошла интересная информация: 64% продаж российской розницы за 1 полугодие 2018 года пришлось на промо-акции. За год этот показатель поднялся на 6%. А, например, в таких категориях, как стиральные порошки и кондиционеры для белья, этот показатель превышает 80%. Нет, вы только вдумайтесь! 64% покупок приходится на акции. Что это – сигнал о слабости рынка или о том, что покупателей приучили к халяве?
Когда вы собираетесь куда-нибудь поехать, первым делом вы определяетесь с пунктом назначения. Потом выбираете маршрут, которым поедете. Вроде всё логично и понятно. Очень часто даже на трассе, где и сворачивать-то особо некуда, видишь, что на попутных машинах люди едут с включёнными навигаторами. Только почему-то в бизнесе достаточно часто мы наблюдаем другую картину: компании-машины хаотично ездят в разных направлениях, выбирая не самые ровные и не самые короткие дороги, а водители-CEO с круглыми от удивления глазами пытаются не съехать в кювет (что у многих не получается). А почему? А потому что не понимают, где находятся и куда ехать: не озаботились ни назначением, ни маршрутом. Которые ещё по-другому называются видением и миссией. О них сегодня и пойдёт речь.
Не так давно мне довелось участвовать в одном торжественном мероприятии. Учитывая, что город был для меня транзитным, а летел я туда из отпуска, очень не хотелось везти с собой костюм. Я заранее спросил, обязателен ли он. Оказалось, что нет, если я не буду из-за этого комплексовать. Результат вы видите на картинке, а мы обсудим, что такое дресс код и как с ним бороться )))).
Как и во многом, у России свой путь в отношении интеллектуальной собственности и брендов, в частности. Специфика наша заключается в том, что мы по сути были отрезаны от международного развития законодательства и отношений в этой области практически весь прошлый век, пока существовал СССР. Со сменой власти в 1917 году всё было национализировано, #собственность фактически упразднена. Не считая короткого периода НЭПа, граждане не имели каких-либо прав на интеллектуальную собственность вплоть до принятия в 70х годах закона об авторском праве и патентах на изобретения (хотя использование их так и оставалось исключительно в ведении государства). Частных компаний (по крайней мере, легальных) не было вообще, и первое упоминание о товарных знаках в законодательстве появилось только в 1990м году в законе о собственности в #РСФСР. В 1992 году был уже принят закон о товарных знаках, просуществовавший вплоть до 1 января 2008 (!) года, когда была введена в действие Часть 4 ГК РФ. То есть, фактически мы живём с полноценным законодательством, регулирующим #брендинг, всего 10 лет. И поэтому #восприятие брендов и их значимость для россиян (как и граждан бывших республик #СССР и отчасти стран #СЭВ) ОЧЕНЬ отличается от восприятия покупателей в западных странах. И ещё, лирическое отступление: поэтому я с огромным подозрением отношусь к «профессионалам брендинга»…
Быть специалистом во всём – практически нереально. Например, гениальные изобретатели и учёные достаточно редко бывают подкованными в вопросах бизнеса: просто потому, что им это не нужно, у них другие интересы в жизни. Максимум, если они уже не работают на какой-либо бизнес, они регистрируют патент для защиты своих изобретений от копирования. Но достаточно часто они не делают даже этого, и плодами их трудов пользуются другие. То же самое, в принципе, происходит и с брендами: развивая продукт под своим именем, компания рискует подарить часть своей прибыли или даже всю её тем, кто хочет воспользоваться её именем или продуктом. Самый лучший и простой способ избежать этого - регистрация.
Одна из моих любимых фраз – вот эта. «Бизнес существует для получения прибыли, всё остальное – философия». Можно много ломать копья насчёт миссий, видений, этичности, социальной направленности и ответственности бизнеса, можно собирать форумы и конференции на тему общественной значимости бизнеса или влиянии его на политику и экономику государства…. Но. Смысл любого бизнеса – получение максимально возможной прибыли и обогащение его собственников. А наличие сильного бренда очень хорошо в этом помогает. Иначе – добро пожаловать в некоммерческие организации или, в худшем случае, на процедуру конкурсного управления и банкротства. Понимание, что торговая марка - это больше, чем товар, имеет серьезное применение в ценообразовании, сегментации и стратегии коммуникаций. Торговая марка создает стоимость несколькими способами.
Мы уже рассматривали принцип построения стратегических целей #SMART. Кто не читал – это формирование целей по нескольким параметрам: Specific (конкретные), Measurable (измеримые), Achievable (достижимые), Relevant (относящиеся к делу), Timed (ограниченные во времени). Поищите где-то ниже картинку с лучником, целящимся в мишень: освежите в памяти. Тем не менее, для того, чтобы достичь цели, мало её определить, для этого нужны ещё как минимум две большие составляющие: ресурсы и время. Если со временем понятно, что сделать с этим можно не так уж и много (если только не изобрести машину времени), то в управлении доступными ресурсами и кроется основное мастерство. И бренд является одним из ресурсов.
Бренд благодаря своей сущности и индивидуальности выделяет из всех характеристик товара те, которые важны для потребителя, и облегчает понимание товара. Вторая задача, которую решает бренд - это упрощение выбора. Каждый день потребитель сталкивается со множеством похожих товаров, и у него нет времени сравнивать все технические характеристики. Выходом из этого положения является позиционирование каждого конкретного товара. Удачное позиционирование позволяет не только определить место своего товара на рынке, но и предоставить ему дополнительное конкурентное преимущество.
Есть одна хорошая поговорка. Для борьбы с естественными запахами тела русские придумали баню, а французы – духи. Вроде проблема одна, а подходы к решению вопроса абсолютно разные. Собственно, так происходит везде, и брендинг здесь – не исключение. Специалисты выделяют две культуры брендинга - западную и азиатскую. Сегодня и посмотрим, чем они отличаются друг от друга.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.