7 смертных грехов в бизнесе. Зависть.

05 Июня 2018 23:36
7 смертных грехов в бизнесе. Зависть.

Начнём с цитаты великого Мохаммеда Али: «Бой выигран или проигран вдали от зрителей и ринга — в спортзале, задолго до того, как я танцевал под светом софитов».

  • 221

Любой, кто достигал чего-то значимого сам, скажет, что потратил на это кучу времени и здоровья. За чемпионским поясом - литры пота в спортзале, травмы и лишения. За Нобелевской премией - годы или даже десятилетия научной работы, исследований и экспериментов. Талант - это, конечно, необходимая, но очень малая и недостаточная часть успеха. Подводная часть айсберга - это тяжёлая работа, которая не всем по плечу. Практически никогда успех не приходит к “генералам диванных войск”, на блюдечке конфетки не принесут. В принципе, об этом знают, понимают или догадываются все. Но проще поверить в несправедливость мира и жизни в целом, чем поднять задницу с дивана и что-то сделать.

Зависть - желание обладать тем, чего тебе не получить или не достичь. Причём необязательно “никогда”: зависть может вызываться в том числе временными ограничениями. Обязательное условие - осознание невозможности достижения, иначе могут включиться механизмы присоединения или соперничества, вызывающие другие чувства, например, амбиции или мотивацию. Это будет вести к развитию и прогрессу, тогда как зависть - разрушающее чувство. Существует мнение, что уровень зависти снижается с возрастом, т.к. люди обычно становятся мудрее (хотя, как говорится, “не всегда мудрость приходит с возрастом: иногда он приходит один”) и более трезво оценивают как свои возможности и достижения, так и необходимость обладания чем-то. И пересматривают ценности в том числе. Возвращаясь к Мохаммеду Али, одно из его известных высказываний гласит, что “невозможно смотреть на мир одинаково в 20 и в 50 лет, иначе ты впустую потратил 30 лет жизни”.

Негативная природа зависти лежит в отчаянии и комплексах. Человек не видит смысла действовать и добиваться предмета зависти, т.к. либо считает себя неспособным на это, либо уверен, что внешние условия создают для этого непреодолимые препятствия. В любом случае, испытывает постоянный дискомфорт и стресс по этому поводу, что, естественно, расшатывает нервы и здоровье.

Стресс меняет поведение. В этих условиях человек не способен испытывать позитивные эмоции. Желая избавиться от раздражающего фактора, он переносит свой негатив на его источник, т.е., предмет или объект зависти. Результат - неадекватные и предвзятые реакции на любые действия источника и исключительно негативные и разрушительные действия по отношению к нему. Зачастую завистнику уже не нужно обладать предметом зависти, а просто хочется его уничтожить (“не доставайся же ты никому!”). И уже не хочется занять место успешного человека, а хочется его “свалить”, скомпрометировать. Наслаждение завистник получает от неудач объекта и порчи/разрушения предмета, т.к. источник стресса испаряется.

Чем страшна зависть в бизнесе? В первую очередь она влияет на внутренние процессы в компании, в частности, создаёт нездоровые настроения/отношения в коллективе. Если сотрудник люто завидует коллеге, то с большой вероятностью будет пускать слухи, сплетни, шептаться за спиной. Однозначно препятствовать выполнению работы (вставлять палки в колёса). Плести интриги для того, чтобы скомпрометировать. Слабые места есть у каждого, даже у Ахилла была его пята. Общий итог такой “деятельности” - снижение эффективности работы, возможная потеря адекватных и лучших сотрудников, дробление команды “по лагерям” и много чего ещё. Завистники практически никогда не идут на открытый конфликт именно из-за своих комплексов и предпочитают действовать скрытно, анонимно и исподтишка. Из-за стресса не могут полноценно заниматься своими прямыми обязанностями. Задача ответственных за этот сектор - вовремя прекратить такие поползновения. Переключить завистников на то, что у них лучше получается, или расстаться с ними. Зачем компании неудачник с расшатанными нервами, подрывающий атмосферу в коллективе и к тому же снижающий эффективность?

Если же вышестоящий менеджер заработал в жизни определённые комплексы и поэтому предвзято относится к своим сотрудникам, у которых в этих сферах дела обстоят намного лучше, то что говорить? Это -стопроцентный агентский конфликт, и научить такого менеджера может либо рынок, либо акционеры, как писал в предыдущих постах. Иногда и ушедший к конкурентам талантливый сотрудник. К сожалению, такие ситуации - не редкость. Из-за своего Эго некоторые менеджеры высокого полёта не способны держать рядом с собой людей выше себя по уровню.

Вообще ситуаций с завистью в бизнесе немало. Например, в отдельных случаях межфирменных войн циничные руководители могут использовать и завистников: если зависть сотрудник испытывает к человеку из конкурирующей компании, то можно мотивировать завистника на поиск компромата или вообще внедрение его в ту компанию. “На войне все средства хороши”. Но это уже находится за рамками этических правил, поэтому рассматривать такие вещи здесь не будем ))).